Кто боится совместной жизни: 10 фильмов о супружестве Что посмотреть Подборка 8 августа 2024 14:00
В XXI веке нуклеарная семья утрачивает свои позиции, сменяясь альтернативными формами взаимодействия. Несмотря на это, отношения между партнерами будут актуальны всегда, что, разумеется, находит отражение и в кинематографе. В нашей подборке нашлось место авторскому кино, драмам, хоррору, комедии и анимации. Кроме того, представлены все десятилетия, начиная с 1950-х годов и до наших дней.
С широко закрытыми глазами (1999)
Последний фильм великого Стэнли Кубрика, который всегда оставался верен себе, при этом создавая совершенно непохожие друг на друга произведения. Имея за плечами нуар, военное кино, едкую сатиру, космическую медитацию об эволюции, костюмированную драму о судьбе и хоррор, приближающийся к своему 70-летию Кубрик решил обратиться к теме брака, супружеской верности, вожделения и ревности.
Главные герои — респектабельный врач Билл (Том Круз) и его красавица-жена Элис (Николь Кидман). Узнав о том, что некогда Элис в порыве неконтролируемой страсти была готова без остатка отдаться незнакомому мужчине, уязвленный Билл отправляется в ночную одиссею по рождественскому Нью-Йорку, сталкиваясь с массой эротических соблазнов на грани яви и снов. Финальная сцена фильма призывает отречься от патетических клятв «вместе навсегда», которые выглядят наивно на фоне стихийности жизни и порывов, которые подчас обуревают каждого из нас.
Сцены из супружеской жизни (1973)
Знаменитый киносериал Ингмара Бергмана, получивший в 2021 году ремейк с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком. Оригинальный фильм, состоящий из шести эпизодов, или же «сцен», повествует о зажиточной и на первый взгляд идеальной паре в лице Юхана (Эрланд Юзефсон) и Марианны (Лив Ульман). В начале гармония их сосуществования подчеркивается язвительной ссорой, которая вспыхивает между другой семейной парой во время совместного ужина. В дальнейшем на экране остаются только главные герои, давая зрителям возможность по-вуайеристски подсмотреть, как со временем трансформируются их отношения.
Пережив измену, рукоприкладство и развод, Марианна и Юхан осознают, что они по-прежнему дороги и исключительны друг для друга, позволяя им заново осознать ценность ближнего. Тайком вырываясь из своих новых жизней, они радуются каждой встрече, словно подростки, переживающие первую любовь.
История о супружестве (2019)
Душераздирающая картина о разводе театрального постановщика Чарли (Адам Драйвер) и актрисы Николь (Скарлетт Йоханссон). Трагедия этой истории в том, что искренне любящие друг друга люди приходят в точке, в которой оба осознают, что их пути расходятся. Конкретным обстоятельством, которое приводит к разрыву, становятся разногласия героев на почве карьеры. Однако в ходе выяснения отношений, в том числе ставшей знаменитой сцены тяжелой ссоры, вырисовывается более сложный клубок взаимных претензий. Сами не желая того, супруги доводят дело до суда, споря о том, кто возьмет опекунство над малолетним сыном.
Снял фильм по собственному сценарию Ноа Баумбак, который ранее уже обращался к теме распада семьи в своей трогательной драме «Кальмар и кит» (2005). В отличие от «Истории о супружестве», в этой более ранней работе режиссер делает акцент на том, как развод переживают дети.
Дорога перемен (2008)
После «Титаника» (1997) Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо еще раз сыграли пару, воплотив главных героев драмы Сэма Мендеса «Дорога перемен». Картина повествует об Эйприл и Фрэнке, которые влюбились с первого взгляда, поженились, а затем девушка забеременела. Казалось бы, что у главных героев все складывается неплохо, но на деле оба страдают от того, что не могут реализоваться: Фрэнк томится в опостылевшем офисе, тогда как Эйприл не удается запустить актерскую карьеру. Поворотным моментом становится решение супругов кардинально изменить свою жизнь, перебравшись в Париж. Эта идея на какое-то время дарит обоим ощущение свободы, но в дальнейшем под давлением обстоятельств они начинают колебаться. Эйприл и Фрэнк осмеливаются ступить на дорогу перемен и бросают вызов как своему окружению, так и самим себе, однако для движения по выбранному пути требуется еще большая отвага.
Кто боится Вирджинии Вульф? (1966)
Классическая экранизация одноименной пьесы Эдварда Олби, снятая дебютантом Майком Николсом («Выпускник»). В центре сюжета — две супружеские пары из академической среды, вместе проводящие вечер и ночь за разговорами. Джордж (Ричард Бертон) и Марта (Элизабет Тейлор) постарше, их отношения отмечены противоречивостью, варьирующейся от нежности до язвительных колкостей. Их более молодые визави — недавно поженившиеся Ник (Джордж Сигал) и Хани (Сэнди Деннис). По ходу действия выясняется, что у каждой пары есть свой секрет: брак Ника и Хани возник на основе лжи, тогда как совместное бытие Джорджа и Марты тоже держится на обмане, но другого рода.
Одержимая (1981)
Культовый фильм ужасов Анджея Жулавского. Несмотря на мемную славу хоррора, в котором «женщина совокупляется с осьминогом», на деле это художественно препарированная история о болезненном разладе между супругами. Известно, что Жулавский снимал «Одержимую», пребывая в тяжелой депрессии после развода с Малгожатой Браунек. Образы и атмосфера, созданные режиссером, проникают под кожу и врезаются в память сильнее, чем фабула, становясь порталом в переживания шпиона Марка (Сэм Нил) и его беспокойной жены Анны (Изабель Аджани).
Страдая от отсутствия мужа, пропадающего в командировках, Анна оказывается поглощена деструктивными влечениями, что приводит к череде страшных событий. Ключевое значение в фильме имеет тема двойничества: главные герои словно бы расщепляются, при этом злобные доппельгангеры неизбежно берут верх.
Перед полуночью (2013)
Заключительная часть трилогии Ричарда Линклейтера, в которую также входят «Перед рассветом» (1995) и «Перед закатом» (2004). Распространено мнение, что третий фильм уступает предшественникам, но это можно объяснить сменой тональности и проблематики: если первые два фильма прежде всего являются проникновенной историей нереализованной до конца любви Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи), то в третьей картине их отношения показаны в период пресловутого совместного быта, пресыщения друг другом и необходимости идти на компромиссы, что выливается в невысказанное напряжение и грозит разрывом.
«Перед рассветом» очаровывает естественностью и органичностью межличностного общения, из которого рождается влюбленность. Тем же отличается «Перед закатом». В «Перед полуночью» же эта гармония словно бы дает сбой или, точнее, оборачивается своей темной стороной, но это так же естественно, как и искра, сведшая некогда двоих молодых незнакомцев в поезде, идущем через Вену. Линклейтер отличается стремлением подражать жизни, и это ему блестяще удалось в истории Джесси и Селин, включая горьковатый привкус концовки трилогии.
Соседи сверху (2020)
Испанская трагикомедия, снятая Сеском Гаем по собственной пьесе. Хулио (Хавьер Камара) и Ана (Гризельда Сицилиани) вместе уже полтора десятка лет. Их совместная жизнь давно превратилась в избегание друг друга, не говоря уже о взаимопонимании и сексуальном желании. Антиподами Хулио и Аны выступают раскованные Сальва (Альберто Сан Хуан) и Лаура (Белен Куэста), проживающие в квартире сверху. Однажды соседи приходят в гости к Хулио и Ане, инициируя откровенный разговор о том, как им реанимировать давно забытый интерес друг к другу. Развязывание речи при содействии гостей в итоге помогает Хулио и Ане сдвинуться с мертвой точки, но не стоит ожидать, что одного этого будет достаточно для возвращения гармонии в отношения.
Зуд седьмого года (1955)
Знаменитая романтическая комедия Билли Уайлдера с Мэрилин Монро и Томом Юэллом. Фильм повествует о семьянине Ричарде Шермане, который остается один в нью-йоркской квартире, когда его жена и сын уезжают на летние каникулы в другой штат. Мирное уединение Ричарда нарушает знакомство с новой соседкой, которой оказывается молодая фотомодель. Сногсшибательная девушка необычайно мила и любезна с Ричардом, тем самым пробуждая в нем сексуальный интерес. Соблазн велик, но Ричард сомневается, стоит ли ему идти на измену, поскольку очень боится последствий.
Во времена, когда цензура запрещала откровенное изображение секса в кино, Уайлдеру удалось снять забавный, но при этом вполне себе невинный фильм на столь серьезную тему, как адюльтер.
На веслах через океан (1978)
24-минутный фильм французского аниматора Жан-Франсуа Лагиони представляет собой метафору супружеской жизни, выраженную средствами мультипликации. Мультфильм начинается с изображения выброшенной на берег весельной лодочки, среди обломков которой оказывается дневник. Некогда его вели супруги, которые в молодости отправилась на этой лодке из Нью-Йорка в многолетнее путешествие через Атлантический океан.
Супругов провожают как настоящих героев, решившихся на отважный подвиг. По пути они музицируют, становятся свидетелями крушения «Титаника», а также переживают массу других происшествий, которые приобретают все более сюрреалистическую форму. Идиллия начала путешествия сменяется разладом и отчуждением, но и эти страшные вещи не длятся вечно. В год своего выхода «На веслах через океан» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля в категории «Лучший короткометражный фильм».
Фото: Legion-Media, Netflix, Gaumont, 20th Century-Fox, La Cinémathèque française
Елена Королева Теги: Что посмотреть Подборка С широко закрытыми глазами Сцены из супружеской жизни Брачная история Дорога перемен Кто боится Вирджинии Вульф? Одержимая Перед полуночью Соседи сверху Зуд седьмого года